Курганский дом ребенка – одно из старейших лечебно-профилактических  учреждений г. Кургана,  организован в феврале 1919 года

Здание ГКУ «Курганский дом ребенка специализированный» построено по типовому проекту и сдано в эксплуатацию в 1990 году.

Учреждение осуществляет медицинскую и образовательную деятельность в соответствии с выданными лицензиями.

Дом ребенка является лечебно-профилактическим  учреждением и создан для воспитания и оказания медицинской помощи и реабилитации детям с органическим поражением ЦНС с нарушением психики, с сопутствующими нарушениями функции опорно-двигательного аппарата, нарушением слуха и зрения, детям-сиротам, подкинутым, отказным и брошенным детям, детям родители которых, лишены или ограничены в  родительских правах, детям одного или двух родителей, не имеющих возможности их воспитывать.

Основной целью деятельности учреждения является создание условий для комфортного проживания детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации, проведение мероприятий направленных на минимизацию нарушений здоровья детей и профилактику инвалидности в раннем возрасте, полноценную медико-психолого-социальную реабилитацию детей -инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Детям в доме ребенка оказывается медицинская, педагогическая и социальная помощь, в том числе комплексная медико-психологическая и педагогическая реабилитационная помощь с использованием современных технологий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

В период пребывания детей в доме ребенка осуществляется уход за ними, их воспитание, в том числе физическое воспитание, проводятся мероприятия, направленные на сохранение здоровья, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие, а также защита прав и законных интересов детей.

Медицинская помощь детям в доме ребенка осуществляется врачом-педиатром и врачами специалистами, в том числе врачом-неврологом, врачом-психиатром детским, а также средним медицинским персоналом.

В случае возникновения у детей острых заболеваний, обострения хронических заболеваний медицинская помощь детям  осуществляется в рамках первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи

Условия Дома ребенка позволяют проводить широкий спектр медицинских процедур в специально оборудованных кабинетах: процедурный кабинет, сестринский пост, изолятор, зал лечебной физкультуры, физиотерапевтический кабинет, массажный кабинет, используя различное реабилитационное оборудование.

 

Адекватные лечебно-коррекционные мероприятия, проводимые с первых месяцев жизни ребенка, в значительной степени способствуют компенсации отклонений в развитии малыша, основой этого являются высокие потенциальные возможности развивающегося мозга.

 

Мероприятия медицинской реабилитации включают в себя комплекс медикаментозного лечения, физиотерапевтических процедур, лечебной физкультуры, различных видов массажа.

 

Массаж детей раннего возраста проводится с профилактической, гигиенической целью, а также в случае каких-либо отклонений в состоянии здоровья или физическом развитии. Физиотерапевтический кабинет оборудован в соответствии с нормативными документами.

 

Медицинской сестрой по физиотерапии проводятся профилактические, лечебные, реабилитационные мероприятия, назначенные врачами (электролечение, теплолечение, светолечение). Широко применяется светолечение лампой «Биоптрон».Зал ЛФК оборудован различными тренажёрами и снарядами в соответствии с возрастом наших воспитанников (беговые дорожки, велотренажеры, тренажер Гросса для реабилитации детей с двигательными нарушениями, мячи для лечебной физкультуры, вертикализаторы, опоры для сидения, опоры для ползанья, ходунки). В зале проводятся как групповые занятия ЛФК, так и индивидуальные.

Функционирует лечебно-реабилитационная кровать «Сатурн» для лечения больных детей с парезами, параличами, перинатальным поражением центральной нервной системы и ДЦП методом сухой иммерсии. Данное оборудование позволяет смоделировать условия частичной невесомости, где на человека действуют несколько факторов одновременно. Прежде всего, это снижения действия сил гравитации, вызывающее уменьшение деформации клеток, органов и тканей. Уменьшается гидростатическое давление крови, снимается нагрузка с костно-мышечной системы, что проявляется в изменении позы и тонуса мышц, уровня двигательной активности. Перераспределение жидких сред организма и изменение афферентных потоков обусловливают изменение частоты сердечных сокращений и артериального давления. Сухая иммерсия особенно ценна в комплексе реабилитационных мероприятий для недоношенных детей, которые преждевременно попадают из внутриутробного окружения в условия действия сил тяготения. В процессе проведения сеанса сухой иммерсии отмечается положительная динамика неврологической симптоматики и стабилизируется ряд гемодинамических показателей. В результате проведения такой процедуры повышается активность клеточных ферментов, что оказывает положительное влияние на гомеостаз и процессы клеточного метаболизма. К тому же образующиеся пузырьки на поверхности псевдожидкости оказывают мягкое равномерное механическое воздействие на переферийные нервные окончания кожи и мышц, в результате чего происходит их стимуляция с передачей сигналов в центральную нервную систему с последующим тонизирующим влиянием на центры дыхания и кровообращения младенцев с пораженной нервной системой, способствуя быстрому восстановлению функций организма от парезов и параличей.

Распорядок дня, лечебно-оздоровительная и учебно-воспитательная работа в доме ребенка имеют профилактическую направленность, организуются и осуществляются с целью обеспечения оптимального физического и нервно-психического развития, коррекции отклонений в состоянии здоровья детей, в том числе имеющих дефекты умственного и физического развития, социальной адаптации.

Организация воспитательного и образовательного процесса в отношении детей, пребывающих в домах ребенка, осуществляется педагогическими работниками (воспитателями, учителями-дефектологами, логопедами, педагогами-психологами, музыкальными работниками).

 В доме ребенка функционирует 6 групп,  группа для детей-инвалидов.  Для детей в группах имеются: туалет, комната гигиены, душевые с установленным аппаратом для нагревания воды. Во всех помещениях соблюдаются санитарно-гигиенические нормы. Группы оборудованы буфетными комнатами.

В каждой группе есть логопедический кабинет, в котором  имеется зона для индивидуальных  и подгрупповых занятий. Кабинет оснащён различными дидактическими и наглядными пособиями, направленными на развитие активной и пассивной речи, артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, сенсомоторной сферы, мелкой моторики. Работа логопеда в группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления, мелкой моторики. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи, исправление грамматических ошибок. Кроме владения методиками коррекции нервно психического развития и речи, логопед знаком с основами невропатологии, психопатологии, патологии органов слуха и речи.

В учреждении создана и успешно функционирует комната психологической разгрузки, спортивный и музыкальный залы.

Комната психологической разгрузки  оснащена интерактивным оборудованием, сенсорной дорожкой, тактильным панно, музыкальным центром, набором музыкальных и развивающих дисков, домашним кинотеатром. В сенсорной комнате ежедневно используются: методики свето-, цвето -, звуко-, песочной терапии для воздействия на состояние воспитанника через соответствующие органы чувств с применением различных релаксационных упражнений. В учреждении организована ежедневная коррекционно-развивающая работа с детьми с учетом индивидуальных особенностей развития в соответствии с планом работы дома ребенка.  Занятия направлены на развитие сенсорной, познавательной, и эмоционально-волевой сфер ребенка.  Также психологом проводятся мероприятия, направленные на успешную социальную адаптацию детей в группе, осуществляется систематическая психологическая профилактика эмоционального напряжения и агрессии посредством занятий релаксации и организации конструктивного стиля общения педагогов с детьми.

Музыкальный руководитель в Доме ребёнка руководствуется методическими указаниями по вопросам музыкального развития и воспитания детей раннего возраста. Свою работу строит в соответствии с функциональными обязанностями музыкальных руководителей Домов ребёнка согласно годовому плану, обеспечивая его выполнение.

Владеет методиками музыкального воспитания детей (Бабаджан, Петрова, Радынова, Железновы и др.) раннего возраста. Проводит занятия, праздники и развлечения, используя в своей работе все необходимые методы и приёмы согласно состоянию здоровья детей и уровню развития каждого ребёнка. Использует «Программу воспитания и развития детей в доме ребёнка», а также записи песен и упражнений Е. и С. Железновых, записи классической музыки для слушания. Широко используется классическая музыка в воспитании детей с первых месяцев жизни в целях развития у них умственных способностей, речевого общения, развития движений, музыкально – сенсорных способностей, как музыкотерапию.

Каждую пятницу проводятся развлечения: показ кукольного  и настольного театра с музыкой, игры – забавы и др., которые доставляют малышам много радости и удовольствия.

Интересно проводятся праздники, посвящённые временам года, новогодней ёлке, летние на улице, в которых принимает участие весь педагогический и медицинский персонал.

Музыкальный руководитель ведёт работу с специалистами дома ребёнка (логопедами, психологом, воспитателями по ИЗО и физической культуре), воспитателями дома ребёнка. Проводятся совместные музыкально – спортивные развлечения, подвижные игры с музыкой.

В музыкальном зале  дома ребёнка проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей и сотрудников. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими музыкальными материалами,  расходными игровымидля танцевально-ритмических  упражнений (ленты, султанчики, колокольчики, платочки, ложки, погремушки), музыкальными инструментами, костюмами, методическими пособиями (в соответствии с  Программой). Постоянно пополняется необходимым материалом – наглядным, методическим и др.Зал оборудован пианино, музыкальным центром  и телевизором.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию «Программы воспитания и развития детей в доме ребёнка». 

Творчество - одно из самых любимых занятий детей раннего возраста. А этот возраст – очень важный период в жизни детей. Именно в раннем возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Изобразительное искусство - это целая наука со своими законами и техническими приемами, которые нужно изучать. Это особый язык, на котором нужно учиться говорить с помощью цвета, формы, ритма, линии, фактуры, движения, других средств выражения. Но как объяснить маленькому ребенку язык изображений в простой форме? Занятия в доме ребенка рисованием, изобразительным творчеством дают ребенку необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того, чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

При подаче материала соблюдается принцип последовательности от простого к сложному. Ведь основная цель воспитателя дома ребенка - вовлечь малыша в творческий процесс, дать почувствовать, что у него все получается. Цель любого занятия — развитие творческих сил детей и навыков изображения. В доме ребенка регулярно проводятся занятия с детьми по рисованию, лепке, аппликации, конструированию. 

Основная задача обучения творчеству - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами в условиях дома ребенка.

Занятия  физической культурой в физкультурном зале проводятся в групповом и индивидуальном  порядке  с детьми от 1,5 до 4-х лет.

Физкультурно-оздоровительная работа включает в себя: физкультурные занятия на развитие двигательных качеств; коррекционно-профилактические, музыкально-ритмические занятия; игровые и тематические, а так же занятия на улице в теплое время года.

Физкультурный зал оборудован: спортивными уголками, сухим бассейном, спортивными тренажерами, батутом, мягкими модулями, различными мячами, гимнастической скамьей, гимнастическими палочками, дорожки здоровья, атрибуты для общеразвивающих упражнений и мн. др.

На территории дома ребенка имеется  спортивный участок, оборудованный спортивно-игровым  комплексом с горкой, канатом, качелей, турником, трапецией, баскетбольным щитом.